Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой
Русский / English
info@vaganovaacademy.ru

В текстах сохранены индивидуальные особенности орфографии и пунктуации источников.

3.12.2017
Прошлое и будущее балетного искусства

Программу празднования 200-летия Мариуса Петипа, использование новых технологий, а также революционные процессы в балетном искусстве обсудили международные эксперты в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Главными спикерами секции стали Нина Аловерт, балетный критик (США); Риккардо Риккарди, директор балетной школы «Dansemble» (Италия); Алексей Учитель, режиссер (Россия); Фуско Дженнаро, директор издательства «Novi Ligure» (Италия); Лиляна Драгулева, профессор, педагог по методике преподавания классического танца, профессор кафедры Истории балета и Классического наследия (Болгария); Елица Луканова, балерина Болгарского национального театра оперы и балета (Болгария); Наталия Кремень, директор балетной школы (Великобритания); Владимир Васильев, президент Фонда Галины Улановой (Россия); Валерий Косоруков, художник, академик Академии художеств (Россия); Галина Тюнина, заслуженная артистка РФ, актриса Московского театра «Мастерская П. Фоменко» (Россия).
Ключевые мероприятия секции прошли на трёх площадках Форума - в Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, Эрмитажном театре и Центральном выставочном зале «Манеж».

В балетном искусстве есть люди-символы, меняющие эстетику и формирующие новые балетные каноны. К их числу относится выдающийся артист балета и балетмейстер Мариус Петипа, посвятивший всю свою жизнь русскому балету. Во многом благодаря его деятельности русский балет стали называть лучшим балетом в мире. В 2018 году со дня рождения признанного мэтра балетного искусства исполнится 200 лет. В рамках секции состоялась научно-практическая конференция в честь подготовки юбилейных торжеств, участниками которой стали российские и зарубежные исследователи балетного творчества Петипа. Они проанализировали отечественную систему хореографического образования, основанную на методике Агриппины Вагановой. Определили её роль в сохранении классического балетного наследия Мариуса Петипа.

«Рассуждать сегодня о том, что этот человек делал, как он делал, как выглядели его балеты – в некотором смысле фантазия. Потому что никто из ныне живущих балеты Петипа никогда не видел. Ведь последние балеты Петипа шли в конце 1930-ых годов, - рассказал на конференции ректор Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, народный артист России, руководитель секции Николай Цискаридзе. - Уже в конце 1920-ых годов балеты шли не в очень качественном виде. Об этом писал в мемуарах сам Мариус Петипа. Он очень сильно переживал, что его балеты переделываются и переделываются неправильно. Петипа как автор, к сожалению, – уже абсолютный миф для нас. Но этот человек создал уникальную структуру спектакля и большое количество удивительных шедевров, на которых сейчас основывается репертуар всего мира».

На Форуме была представлена программа будущих юбилейных торжеств в честь 200-летия Мариуса Петипа. В частности, в июне 2018 года Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой планирует представить спектакль в память о выдающемся балетмейстере. Проект будет реализован совместно с Большим театром и с ведущими балетными школами мира. В Петербурге планируется установить мемориальную доску, которая позволит увековечить память о Мариусе Петипа. Серия специальных мероприятий пройдёт в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Завершающей частью конференции стал Открытый урок памяти выдающегося педагога А.И. Пушкина к 110-летнему юбилею со дня его рождения, который прошёл в репетиционном историческом зале Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, носящем имя Мариуса Петипа.

Важным событием секции стало проведение международного конгресса «Новые технологии в искусстве». Он был посвящен проблемам внедрения новых технологий в современное искусство, балет и образование. Основные темы конгресса: новые технические решения в кино, балете и мультимедиа, окружающий звук, виртуальная реальность, интерактивность, современная музыка, новое звуковое пространство, компьютерные композиции, новые композиторские техники, электроакустическая музыка, цифровой перформанс, экспериментальные искусства, новые технологии в обучении студентов творческих специальностей.

Всё чаще балет синтезируется с кинематографом. На киноэкраны постепенно возвращается так называемый «большой балет». Растет число художественных и документальных фильмов про балетную жизнь. В этой связи, на Форуме был организован круглый стол «Балет и кинематограф». Мероприятие было посвящено революционным или же эволюционным процессам в современной культуре, анализу синтетических форм искусства на примере взаимопроникновения балетного искусства и кинематографа, их взаимовлияния. Обсуждение учитывало всё то, что произошло за минувший год в кинематографе, сколько появилось новых произведений на тему балета. Впервые деятели балетного искусства рассказали, как они относятся к кинематографическим работам о балете – классическим и современным.

В Эрмитажном театре прошла Торжественная церемония подведения итогов Первого Всероссийского конкурса педагогического мастерства среди научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования в области музыкального, хореографического и изобразительного искусства. В мероприятии приняли участие свыше 200 человек.

Дипломы лауреатов и Дипломы участников конкурса вручали ректор Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой Николай Цискаридзе, ректор Санкт-Петербургского Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской Академии Художеств Семен Михайловский и проректор Санкт-Петербургской Консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Денис Быстров. Победители конкурса получили памятные подарки от Императорского фарфорового завода, подарочные книги Академии Русского Балета имени А.Я. Вагановой, цветы.

Далее состоялась презентация книги «Жанна Аюпова», изданной в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой при поддержке VI Санкт-Петербургского международного культурного форума. Николай Цискаридзе рассказал историю создания книги, передал слово Ларисе Абызовой – доценту, заведующей кафедрой балетоведения Академии Русского Балета имени А.Я. Вагановой, затем - балетному критику и фотографу Нине Аловерт, проживающей в США, которая прилетела специально на презентацию этого альбома. Приветственное слово также было предоставлено Александру Луневу – первому партнеру Жанны Аюповой, также прилетевшему из США, и Андриану Фадееву – партнеру Жанны, ныне – художественному руководителю Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Л.В. Якобсона.

По традиции Николай Цискаридзе передал книги в библиотеки Петербурга: Центральную библиотеку им. Лермонтова, музыкальную библиотеку Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича; библиотеку Санкт-Петербургской Консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова; Центральную городскую библиотеку имени Маяковского, архивную службу Мариинского театра.

В конце вечера на сцене Эрмитажного театра выступили воспитанники Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, которые исполнили фрагмент сюиты «Фея кукол», и квартет «Измайловский» Санкт-Петербургской Консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

Источник: Питерец.ру, 30 ноября 2017 г.

10.10.2017
Один день с Цискаридзе: что такое "кнут и пряник" русского балета

С.-ПЕТЕРБУРГ — РИА Новости, Александр Кудрявцев. Академия русского балета имени Вагановой отметила первый выход на сцену своих первоклассников концертом в Эрмитажном театре.

В чем заключается искусство балета, что нужно усвоить будущим звездам сцены и их родителям и зачем бриться педагогу, РИА Новости рассказал народный артист России, ректор академии, руководитель секции "Балет и танец" на VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме (пройдет 16-18 ноября 2017 года) Николай Цискаридзе.

© РИА Новости / Александр Гальперин

Учитель и ученик

В зале Эрмитажного театра приглушен свет. Репетиция перед выступлением на празднике первоклассников "Первый выход на сцену" под руководством Цискаридзе в самом разгаре.

"В музыку вступаем с улыбкой! Не как дочка фельдфебеля, а как дочь генерала!" — командует наставник, наблюдая за пируэтами воспитанниц. Маэстро в прекрасной форме и работает вместе с учениками, показывая сложные элементы танцев.

"Я никогда не хотел быть педагогом. Но мои способности к этому заметили рано, преподавать начал в 20 лет. Сначала заменял своего педагога в школе, потом в театре, затем стал вести класс каждый день 11 сезонов без остановки, потом репетировал с молодыми артистами. Придя в академию, я не хотел брать класс, но получилось так, что педагог был вынужден взять отпуск по семейным обстоятельствам. Пришлось взять класс, чтобы не увеличивать штат", — говорит Цискаридзе.

© РИА Новости / Александр Гальперин

На этом преподавание в академии не ограничилось. Лавры народного артиста — не повод расслабляться в работе наставника.
"Я сын педагога, пример мамы всегда перед глазами. Она три дня в неделю проводила в парикмахерской. Я спрашивал, не надоело ли, а мама отвечала, что не имеет право плохо выглядеть, на нее смотрят дети. Вот я, к примеру, ненавижу бриться. В Большом театре брился лишь перед выходом на сцену. Но теперь по утрам каждый раз себя уговариваю и объясняю, что не имею права выйти небритым к ученикам", — улыбается мастер.

На сцене репетируют юноши. Поначалу кажется, что с ними Цискаридзе общается более сурово, чем с воспитанницами. "Выражения лиц, будто вы не из-за кулис, а из морга вышли", — комментирует он начало выступления. Вскоре достается и девушкам. Мэтр может по-отцовски пожурить, а может и на несколько секунд превратиться в громогласного деспота: "Такая профессия, вы ее сами выбрали".

© РИА Новости / Александр Гальперин

"Бывает, что некоторые обижаются, другие понимают, что их ругают любя. В этой профессии кнут — большой пряник. Когда нет "кнута", ты не участвуешь в конкурсах и просмотрах, на тебя не обращают внимания, ты не нужен. "Кнут" — показатель того, что тобой интересуются. Как только такое требовательное отношение заканчивается, можешь собирать манатки", — говорит артист.

"Маша, ты мечта! Мягкая ножка, ты любишь балет!" — Цискаридзе сдержанно отмечает успехи воспитанницы, только что выполнившей сложную партию. Глаза девушки сияют.

"В нашей профессии нужно учиться всегда. Я, будучи педагогом, всегда остаюсь учеником. Постоянно наблюдаю, что делается в мире, в театре. Что-то я не приемлю, а что-то стараюсь внедрить в свою работу. Когда в академию приходят дети, сразу видно, из какой "детской" кто вышел. В балете надо приучить свой организм к сложностям. Модернизации в этой профессии не будет. Так, как сегодня, мы будем учить всегда", — говорит Цискаридзе.

"Борьба с самим собой"

Репетиция окончена, партер заполняется зрителями, родителями первоклассников, у которых сегодня — посвящение в ученики старейшей школы русского балета в России. Их приветствует директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

© РИА Новости / Александр Гальперин

"Именно здесь, в Эрмитажном театре, начинался русский балет, благодаря усилиям преподавателей и их воспитанников", — напоминает Пиотровский. "Для нас важно, чтобы воспитанники делали первые шаги в доме Романовых, тех, кто это начал, — подхватывает Цискаридзе и добавляет, обращаясь к родителям, — в вашей жизни началось нелегкое время, и я желаю вам найти верный путь для своего ребенка".

Когда на сцену торжественно выходят пары первоклашек, ректор академии говорит им, что искусство балета — "это борьба с самим собой". "Чтобы стать большим художником на сцене, человек должен знать, чего он хочет, и уметь этого добиться", — напутствует наставник.

Родители снимают праздник на видео — для семейных архивов. Но именно родительские амбиции часто мешают успехам детей, уверен Цискаридзе. "Быть в этой профессии лишь для того, чтобы порадовать своих родных, — это страшно. В прошлом году произошел случай с не слишком одаренной выпускницей, которую мы едва дотянули до конца обучения. После выпускного концерта, где девушка танцевала в кордебалете, ее бабушка пришла к нам скандалить, потому что внучке не дали отдельный поклон. Ее только это и интересовало!" — рассказывает ректор.

"Все хотят, чтобы их дочь стала Анной Павловой. Но в мире сейчас — торжество пиара над разумом, причем это касается не только балета. Наше искусство элитарно, оно не для всех и требует больших способностей. В этом деле очень мешают амбиции родителей, но это же было и триста лет назад. Сегодняшнюю ситуацию можно увидеть и в дневниках директора императорских театров Теляковского: после успеха "Русских сезонов", когда артисты получили всемирную известность, в академию повалило огромное количество мамаш с детьми — с протекцией.

Слова Евгения Шварца, написанные для "Золушки", что никакие связи не помогут ножке стать маленькой, душе — большой, а сердцу — миролюбивым, как нельзя точно относятся к балету. "Часто приходится уговаривать родителей: ну нет у ребенка способностей, а те отвечают — мы вам докажем, что есть! И не понимают, что борются не со мной, не с педагогами, а с собственным ребенком. Необходимо прислушиваться к своим учителям", — говорит Цискаридзе.

После вручения ученических билетов дети хором произносят клятву верности избранной профессии. На сцену выходит модельер Татьяна Котегова. Она дарит академии роскошное платье, которое создала для звезды балета Майи Плисецкой. Новоиспеченные воспитанники покидают сцену. Под музыку Чайковского начинается концерт воспитанников Вагановской академии.

© РИА Новости / Александр Гальперин

Лучшие из них выступят и на VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме 16 ноября с сюитой "Фея кукол", а ректор академии возглавит секцию "Балет и танец".

"Скоро в России будет широко отмечаться празднование дня рождения величайшего балетмейстера Мариуса Петипа, поэтому мы решили сделать одним из центральных событий работы секции конференцию по сохранению наследия и подготовке к юбилею великого хореографа и педагога. Ключевым событием также будет круглый стол "Балет и кинематограф". Фильмы о балете сняли режиссеры Тодоровский и Учитель. На круглом столе, посвященном теме балета в кино, мы хотим обсудить, какие цели должны преследовать художники и имеет ли право общество проявлять себя так, как, например, относительно нашумевшего фильма про Матильду Кшесинскую", — рассказывает Цискаридзе.

"Очень важно, что эта тема будет обсуждаться именно в Северной столице, — говорит он. — При всей своей красоте и количестве дворцов Петербург известен тем, что именно здесь родился русский классический балет".

Фото: Александр Гальперин.
Источник: РИА Новости, 9 октября 2017 г.

4.10.2017
Первоклассники Академии им. Вагановой прошли "Посвящение в артисты"

Первоклассники Академии русского балета имени Вагановой впервые на большой сцене. В Петербурге, в Эрмитажном театре, состоялось «Посвящение в артисты».

Впереди − восемь лет учебы в одной из старейших балетных академий. Слова напутствия будущим артистам дали ректор академии Николай Цискаридзе и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. 

На церемонии посвящения ученики исполнили полонез. Этот танец стал своеобразным символом Вагановки − с него начинали большую карьеру все звезды петербургской балетной сцены.

«Я, например, очень хорошо помню свой первый выход. Для меня это было очень значимо, это было очень волнительно, это совсем другая атмосфера», − рассказал ректор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой  Николай Цискаридзе.

Источник: телеканал "Культура", 4 октября 2017 г.

3.10.2017
Новых учеников Вагановского училища посвятили в артисты

Первоклассники Академии русского балета имени Вагановой получили ученические билеты. На торжественной церемонии посвящения самым талантливым доверили выйти на большую сцену. Что они представили гостям и наставникам, узнала корреспондент телеканала «МИР 24» Анастасия Глебова.

70 детей со всей России вместе станцевали полонез из оперы «Евгений Онегин». Это их первый выход на большую сцену.

Другим первоклассникам из Петербурга повезло больше: им доверили сольный номер - «Норвежский танец». Полутораминутное выступление - результат почти трех недель репетиций.

«Мне очень нравится искусство танца, нравится, как грациозно двигаются балерины, и нравится самой быть на сцене», - призналась воспитанница Академии русского балета Анастасия Меркулова.

«Я с детства мечтал танцевать. Когда родители показали мне, как танцует Николай Максимович Цискаридзе, я пришел в восхищение, и мне захотелось так же танцевать», - рассказал воспитанник Академии русского балета Станислав Карпов.

В этот день рядом с новыми учениками - более опытные воспитанники и их главный педагог Николай Цискаридзе.

«Сегодня ребята сделали свой первый шаг. Цыплят по осени считают, а не когда они только вылупляются. Главное, что из них получится. Сегодня у них праздник, они должны осознать всю важность и ответственность того пути, на который они ступили», - отметил ректор Академии русского балета Николай Цискаридзе.

Впереди восемь лет учебы. Это не простой, порой, выматывающий труд: до выпускного бала дойдут только самые талантливые.

Добавим, что выпускники Вагановского училища выступают на лучших сценах мира.

Источник: телекомпания "МИР-24", 3 октября 2017 г.

7.09.2017
Британский журнал Dancing Times о выпускных спектаклях Академии
Постоянный корреспондент британского журнала Dancing Times Игорь Ступников прислал в редакцию "письмо из Петербурга" о выпускных спектаклях Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в Мариинском театре.

Постоянный корреспондент британского журнала Dancing Times Игорь Ступников прислал в редакцию "письмо из Петербурга" о выпускных спектаклях Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в Мариинском театре.

Dancing Times, 9.2017

 Источник: Dancing Times, сентябрь 2017 г.

 

2.09.2017
В Академии им. Вагановой первый звонок прозвенел для 70 новичков

Не в первый раз в балетный класс. В Академии имени Вагановой сегодня прозвенел первый звонок для 70-ти новичков. Сразу после первого звонка молодые танцоры отправились в балетные классы. Этот год для академии особенный, ей исполняется 280 лет. Будут отмечать и еще один юбилей - 200-летие Мариуса Петипа.

Конкурс в академию был большой − шесть человек на место. В итоге, в Вагановку зачислили даже больше ребят, чем обычно. Десять учеников поступили в первый класс Приморского филиала во Владивостоке. 

«Сейчас так много театров, что за артистов идет борьба. Сейчас никто не остается без работы, потому что артисты балета − это очень редкий, штучный товар. Тем более, наши выпускники, я счастлив, что мы возглавляем список лидеров по трудоустройству», − рассказал ректор Академии Русского балета им. Вагановой, народный артист России Николай Цискаридзе.

Источник: телеканал "Культура", 1 сентября 2017 г.

1.09.2017
Дети штурмуют академию Вагановой
4.08.2017
Приморский филиал Академии Русского балета набирает новых воспитанников
28.07.2017
О выпускном спектакле Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой
Сюжет о выпускных спектаклях Академии в телепрограмме «XXV фестиваль Звезды белых ночей».

Сюжет о выпускных спектаклях Академии в телепрограмме «XXV фестиваль Звезды белых ночей».

Источник: телеканал "Культура", 28 июля 2017 г.

22.07.2017
Ученики Академии русского балета выступили в Токио
Ученики и выпускники Академии русского балета имени Вагановой представили в субботу в Токио сюиту из балета Йозефа Байера "Фея кукол" в программе однодневного гала-концерта Asteras-2017 в рамках фестиваля искусств "Русские Сезоны".

ТОКИО, 22 июл — РИА Новости, Иван Захарченко. Ученики и выпускники Академии русского балета имени Вагановой представили в субботу в Токио сюиту из балета Йозефа Байера "Фея кукол" в программе однодневного гала-концерта Asteras-2017 в рамках фестиваля искусств "Русские Сезоны".

Номер "Фея кукол" был выбран потому, что он реже ставится на сценах и может представлять интерес для зрителей, сообщил РИА Новости в антракте концерта ректор академии Николай Цискаридзе.

"Особенность в том, что это хорошо подходит для детей, поскольку там тема кукол, и она актуальна и для детей, и для взрослых", — пояснил он. Причем символично, по его словам, что среди кукол разных стран в номере есть и японская кукла, как было изначально придумано в 1903 году.

"Японские зрители очень любят русский балет, но, к сожалению, за 20 лет мы много упустили. В сложнейшей геополитике мы должны как можно больше пропагандировать себя", — считает Цискаридзе.

Японцы, по его словам, за последние 70-лет стали "избалованными хорошим балетом". "Их удивить мы можем исключительно нашим качеством, а Академия русского балета из Санкт-Петербурга по сей день актуальна и любима, собирает полные залы", — сказал он. Артисты балета из академии приглашены в Японию в 2019 и 2020 годах, предстоят 15 спектаклей на больших сценах и в больших городах.

Истчоник: РИА Новости 
Страница 1 из 13