Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой
Русский / English
info@vaganovaacademy.ru
19.10.2017
Почитать о «Гептахоре»
Библиотека Академии получила в дар книги, посвященные студии музыкального движения «Гептахор» и ее художественному руководителю Стефаниде Рудневой (1890 – 1989).

Библиотека Академии получила в дар книги, посвященные студии музыкального движения «Гептахор» и ее художественному руководителю Стефаниде Рудневой (1890 – 1989).

Вдохновленные подходом Айседоры Дункан к танцу и связавшие этот подход с увлечением античным искусством, семь девушек (Гептахор – семь танцовщиц)  ставили спектакли, давали «вечера пластики», размышляли над основами кинестезиологии. Студия работала в  Петрограде – Ленинграде (1918 – 1934), после войны С.Д. Руднева жила в Москве, где и сохраняется архив.

Эвелина Александровна Шауро, теперь москвичка, а в юности занимавшаяся в Лнинграде в студии Эммы Фиш, одной из «гептахорок», с радостью передала основанные на архивных материалах издания в родной город Стефаниды Рудневой, в Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой, где ценят и изучают историю танцевальной культуры.

Увесистый, прекрасно иллюстрированный том «Воспоминаний счастливого человека» включает мемуары С.Д. Рудневой, ее переписку со многими известными деятелями науки и культуры, среди которых Айседора Дункан, Ф.Ф. Зелинский, крупнейший антиковед, давший имя творческому объединению. Небольшой томик «К истории Гептахора» знакомит с перепиской участниц «Гептахора», пронесших дружеские и творческие связи через всю жизнь.

С книгами можно ознакомиться в читальном зале библиотеке Академии.

Книги, подаренные библиотеке Академии.

Книги о "Гептахоре"

4.10.2017
Первый выход на сцену
3 октября в Эрмитажном театре прошёл традиционный праздник «Первый выход на сцену», посвящённый «первоклашкам» Академии – воспитанникам 1/5 классов.

3 октября в Эрмитажном театре прошёл традиционный праздник «Первый выход на сцену», посвящённый «первоклашкам» Академии – воспитанникам 1/5 классов.

Юных учащихся Академии и их родителей приветствовал генеральный директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский. Напутственные слова в адрес воспитанников, начинающих свой нелёгкий путь к вершинам балетного мастерства, произнесли ректор Академии Н.М. Цискаридзе, художественный руководитель Ж.И. Аюпова и декан исполнительского факультета М.А. Васильева.

В торжественной обстановке «первоклассникам» были вручены ученические билеты Академии и подарки от компании «Гришко». Учащиеся произнесли клятву верности выбранной профессии:

«Мы начинаем трудный путь
В балетный мир со школьной сцены,
Так пусть для каждого из нас родными станут эти стены.
Через года любовь к балету в своих сердцах мы пронесём,
Волшебному искусству танца мы клятву верности даём!
Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!»

Вручение ученических билетов

Затем в Эрмитажном театре состоялся концерт – учащиеся разных классов и курсов танцевали в честь новых воспитанников Академии. Двое из них – Анастасия Меркулова и Станислав Карпов уже смогли продемонстрировать свой талант, исполнив «Норвежский танец» в хореографии Л. Якобсона.

Курица и цыплята
«Курица и цыплята»: Алексей Калинин и учащиеся младших классов.

Анастасия Меркулова и Станислав Карпов
«Норвежский танец»: Анастасия Меркулова и Станислав Карпов.

Анна Шарова и Ангелина Карамышева
Вариация жемчужин из балета «Конёк-горбунок»: Анна Шарова и Ангелина Карамышева.

Марко Юусела и Иван Поддубняк
Два Пьеро из балета «Фея кукол»: Марко Юусела и Иван Поддубняк.

Светлана Савельева, Александра Хитеева и Мария Буланова
Pas de quatre «Розарий» из балета «Пробуждение Флоры»: Светлана Савельева, Александра Хитеева и Мария Буланова.

Мария Хорева
Большое адажио из балета «Щелкунчик»: Маша-принцесса - Мария Хорева.

Среди гостей в этот день в Эрмитажном театре была Татьяна Котегова − известный петербургский дизайнер. Она преподнесла в дар Академии платье и красные атласные пуанты, изготовленные для выставки «Божественная Майя» (посвящённой Майе Плисецкой), которая проходила в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства в 2015 г. Теперь этот дар займёт достойное место среди экспонатов Мемориального кабинета истории отечественного хореографического образования в Академии.

Татьяна Котегова и Николай Цискаридзе

Фото: В. Васильев.

2.10.2017
Студенческий совет Академии объявляет конкурс фотографии

Конкурс проводится в трёх номинациях:

– Балет в Санкт-Петербурге;

– Академическая жизнь;

– Осень в Санкт-Петербурге.

Условия:

  1. В конкурсе может принять участие любой ученик или студент Академии;
  2. Каждый участник может подать на конкурс только одну фотографию (цветную или чёрно-белую) в напечатанном виде, формат А4.
  3. Фотографии должны быть сделаны в Санкт-Петербурге осенью 2017 года.
  4. Фотографии, сделанные на крышах, в оконных проёмах и других опасных местах, на конкурс не принимаются.
  5. Участникам конкурса необходимо до 15 октября передать работы своим классным руководителям и кураторам.
  6. Победителей ждут призы.

Состав жюри: И.А. Ситникова, И.А. Пушкина, В.И. Франк, З. Войнова, А. Васильев, И. Могильников, Л. Коваленко.

29.09.2017
Театр на срезе времени - II. Приглашение к диалогу.
16-17 ноября 2017 г. пройдет Второй молодежный научно-практический форум «Театр на срезе времени». Он будет проводится в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума.

16-17 ноября 2017 г. пройдет Второй молодежный научно-практический форум «Театр на срезе времени». Он будет проводится в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой и Российский государственный институт сценических искусств вновь приглашают студентов, аспирантов, молодых исследователей, теоретиков и практиков театра к диалогу: «Театр на срезе времени: КС».

Мы живем в мире шифров – сжатых до нескольких знаков смыслов. Театральной среды это касается не в последнюю очередь. В истории театра и современной театральной жизни – маркеры времени вместо эпохи, деталь костюма вместо целого, символ вместо явления, инициалы вместо имени.

Как Считывать Коды?

Мы по-прежнему будем рассматривать театр во времени. Но подход будет новым. Участники форума приглашаются к игре и вместе с тем – к эксперименту.

Задана форма. Докладчикам предстоит расшифровать две буквы «К» и «С» в соответствии  с интересующей темой. Эта расшифровка – образная, ассоциативная, абсурдная, поэтическая и станет названием доклада, а сам доклад – ключом к шифру.

Какие Смыслы?

Форум, подобно самоорганизующейся системе, определит свои магистральные векторы сам. Контекст и форма рождают содержание.

Идея приравнять темы, исследующие совершенно разный театр с совершенно разных сторон, путем сведения их к одной аббревиатуре – идея постмодернистская. Так, не выбирая объединяющей темы, мы получим перечень тем, важных сегодня, тот самый срез времени.

Участники не ограничены в выборе объектов исследования. Название доклада должно содержать два слова, начинающиеся на «К» и «С», возможны пояснения, взятые в скобки или отделенные от основной части названия знаком препинания. 

Заявки на участие в форуме принимаются до 25 октября. Подробности на странице форума.

27.09.2017
Состоялось расширенное заседание оргкомитета Международной конференции Hommage à Petipa

26 сентября 2017 года в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой состоялось расширенное заседание организационного комитета Международной научно-практической конференции Hommage à Petipa. На заседании были подведены итоги проведения мероприятий в рамках третьей ежегодной историко-теоретической конференции ко дню рождения М. И. Петипа и обсуждена программа мероприятий четвертой конференции.

В программе конференции «Hommage à Petipa»-2018 предусмотрена Международная научная сессия «Мост Петипа», посвященная взаимодействию России и Франции в области балета, нашим общим хореографическим традициям и главной фигуре, объединяющей балетную Россию и балетную Францию, – фигуре Петипа. Академия приглашает всех заинтересованных специалистов принять участие в научной сессии «Мост Петипа» Международной научно-практической конференции «Hommage à Petipa».

Предлагаемые тематические направления научной сессии «Мост Петипа»:

1. Балетный спектакль в эпоху Петипа;

2. Проблемы биографии и художественного наследия Петипа;

3. Петипа после Петипа.

Подробная информация на странице конференции.

25.09.2017
Воспитанники Академии станцевали мазурку в Доме учёных

Воспитанники младших классов Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой приняли участие в костюмированном бале, который прошел 22 сентября в Доме учёных, в рамках проведения юбилейных торжеств по случаю 50-летия Совета по международным образовательным обменам (CIEE) в Санкт-Петербурге.

Бал проходил в Дубовой гостиной Владимирского дворца, где ныне располагается Дом учёных им. М. Горького РАН. На паркетном полу гостиной воспитанники Академии станцевали полонез-мазурку из балета «Пахита».

На балу в Доме ученых

На балу в Доме ученых

Фото: В. Васильев.

22.09.2017
В Академии прошло занятие из серии «Познавательные беседы о балете»
Для самых маленьких воспитанников Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой (учащихся 1/5 классов) 21 сентября было проведено первое занятие из серии «Познавательных бесед о балете». Ключевой темой его стала актерская составляющая профессии артиста балета.

Для самых маленьких воспитанников Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой (учащихся 1/5 классов) 21 сентября было проведено первое занятие из серии  «Познавательных бесед о балете». Ключевой темой его стала актерская составляющая профессии артиста балета.

Ребята узнали о том, что мир балетных героев невероятно разнообразен, в нём живут доблестные рыцари и их верные слуги, фермеры и крестьяне, цирюльники и цветочницы, коронованные особы, волшебные феи и вредные колдуньи, разнообразные цветы и животные, и почти в каждом балете есть универсальные общечеловеческие категории – добро, зло, предательство, любовь, жизнь. Вместе с педагогом они выяснили, что объединяющим началом для персонажей становится сценический образ как особое художественно-осмысленное создание портрета и характера персонажа артистом балета с помощью выразительных средств языка балетного искусства, а также с опорой на широкий кругозор, творческую интуицию, физический потенциал танцовщика и уважительное отношение к балетному тексту (точное выполнение лексики, поставленной балетмейстером; умение осмысленно соблюдать музыкальные и стилистические нюансы; быть способным существовать в эпохе спектакля).

Размышляя о сценическом образе и его значимости, ребята пришли к выводу об универсальности самого понятия «образ» – уникальный «портрет» чего-либо или кого-либо. Помощником в этом непростом деле стал образ территории – Петербурга, – который мы сложили из уникальных природных и культурных особенностей, присущих лишь нашему городу и ленинградской области, особенностей, которые «жемчужинками» сверкают на сцене и составляют неповторимый образ балетного Петербурга.

В рамках занятия были показаны видеофрагменты: па-де-де из балета «Бабочка» (ред. П. Лакотта), гросфатер из балета «Щелкунчик» (хореография В.Вайнонена), сражение храбрых солдатиков с мышиным войском из балета «Щелкунчик» (хореография Ю.Григоровича), вариация Жемчужин из балета «Конёк-горбунок» (ред. Ю.Бурлака), «Умирающий лебедь» (хореография М. Фокина).

Анна Павлова

Подготовила текст и провела занятие М. Гендова.

15.09.2017
Иностранные стажёры Академии востребованы в российских театрах
Каждый год на обучение в Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой приезжают студенты из разных стран. В 2017 г. стажировку в Академии окончили 14 человек, все они получили Сертификаты Академии, а некоторые – приглашение в российские театры. Так, например, Александр Блэнд (США) принял приглашение Театра балета им. Л. Якобсона; Леа Томассон (Франция) и Рауль Феррейра (Испания) были приглашены в Мариинский театр, а Оскар Фрейм (Великобритания) – в московский Большой театр.

Каждый год на обучение в Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой приезжают студенты из разных стран. В 2017 г. стажировку в Академии окончили 14 человек, все они получили Сертификаты Академии, а некоторые – приглашение в российские театры. Так, например, Александр Блэнд (США) принял приглашение Театра балета им. Л. Якобсона; Леа Томассон (Франция) и Рауль Феррейра (Испания) были приглашены в Мариинский театр, а Оскар Фрейм (Великобритания) – в московский Большой театр.

«Приглашение от Большого театра совершенно обескуражило меня, – рассказал в интервью Оскар Фрейм. – Я часто представлял себе то время, когда закончу учебу и стану получать предложения о работе, но когда это произошло, я не мог поверить, что это не сон. Затем, когда я стал получать приглашения и от других театров, я внезапно почувствовал, что нахожусь в полной растерянности. Я поговорил со своими родителями, и они посоветовали мне довериться Николаю Максимовичу. Они сказали, что благодаря именно этому человеку я достиг самых значительных успехов в танце за последние пять лет, он является моим педагогом, и поэтому мне следует прислушаться к его совету. Это было сложно, потому что я очень люблю и уважаю Мариинский театр, большая часть моих любимых педагогов – бывшие танцовщики Мариинского тетра, и большинство моих лучших друзей приняли приглашение о работе в этой труппе». (Полный перевод интервью Оскара сайту melmoth.co можно прочитать здесь).

В новом учебном году Академия приняла на стажировку 21 студента, представляющих такие страны, как Бельгия, Великобритания, Венгрия, Италия, Канада, Румыния, Хорватия, Япония. Еще четырнадцать стажёров – «второгодники» – студенты, продолжающие своё обучение второй год подряд, восемь человек будут обучаться в Академии уже третий год, а двое – четвёртый год подряд.

Окамото Сая (Япония) и Рауль Феррейра (Испания).
Рауль Феррейра (Испания) и Окамото Сая (Япония).

Леа Томассон
Леа Томассон (Франция) и Оскар Фрейм (Великобритания).

Фото: В. Васильев, С. Авакуум.

14.09.2017
Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой включена в число участников проекта «Экспорт образования»
Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой вошла в число 39 вузов-участников консорциума приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» («Экспорт образования»), курируемого Минобрнауки России. Ключевая цель проекта – повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном глобальном рынке.

Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой вошла в число 39 вузов-участников консорциума приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» («Экспорт образования»), курируемого Минобрнауки России. Ключевая цель проекта – повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном глобальном рынке.

Проект будет развивать новые формы совместных образовательных программ и программ на английском языке, развивать онлайн-образование для иностранцев, образовательные туристические маршруты и летние программы обучения для иностранцев, а также позволит создать единый интернет-навигатор по российской системе образования.

Также в рамках реализации приоритетного проекта предстоит усовершенствовать нормативную базу, регулирующую прием и обучение иностранцев, признание документов о зарубежном образовании, процедуры въезда, выезда и пребывания зарубежных преподавателей, а также вопросы налогообложения образовательной деятельности в рамках международного сотрудничества.

Кроме того, предстоит усилить продвижение бренда российского образования за рубежом через каналы российских загранпредставительств и ведущих СМИ, а также организовать консолидированное представление российских вузов на международных выставках.

Дополнительная информация на сайте Минобрнауки России.

12.09.2017
Пополнение «музейной» коллекции Академии
В Мемориальном кабинете истории отечественного хореографического образования (музей) Академии появился новый экспонат - бронзовый бюст Николя Легата.

В 1888 г. Императорское петербургское театральное училище окончил Николай Густавович Легат. Продолжая традиции академической петербургской балетной школы, он был ведущим классическим танцовщиком Мариинского театра, а позже балетмейстером театра и педагогом училища. В 1922 г. он вместе с супругой – танцовщицей Н.А. Николаевой-Легат покинул Россию и обосновался в Лондоне, где открыл собственную балетную школу.

В 1927 г. в Париже Август Альбо (August Albo) создал скульптурный портрет Николая Легата, владелицей которого сейчас является его внучка Мими Легат. Встретив Николая Цискаридзе в январе 2017 г. в Лондоне, она решила отлить в бронзе копию бюста и подарить нашей Академии. Что и было сделано в мае 2017 г.

22 августа 45-сантиметровый бюст Николая Легата был передан в дар Академии, а привёз его из Лондона в Петербург выпускник Николая Цискаридзе – Оскар Фрейм.

Бюст Н.Легата

Страница 1 из 28