Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой

Агриппина Яковлевна Ваганова

Агриппи́на Я́ковлевна Вага́нова (1879 — 1951) — артистка балета Мариинского театра, балетмейстер и педагог, автор книги «Основы классического танца» (1934), ставшей основополагающей для русской балетной школы XX века. Народная артистка РСФСР (1934). Лауреат Сталинской премии первой степени (1946).

Агриппина-Яковлеана-Ваганова

26 июня весь балетный мир отмечает день рождения Агриппины Яковлевны Вагановой. Ее имя знакомо даже тем, кто никогда не видел ни одного балетного спектакля, оно стало символом высочайшего качества отечественного балета, его носит старейшая профессиональная школа страны – Академия русского балета.

Массовому сознанию свойственно канонизировать выдающихся людей. Не избежала этой участи и Ваганова. С известных фотографий строго смотрит умными глазами пожилая дама в скромном костюме – профессор, создательница знаменитой методики обучения классическому танцу, педагог, воспитавшая цвет отечественного балета советского периода. Ее требовательность граничила с суровостью, а редкое остроумие с дерзостью.

Однако мало кто задумывается над тем, что это – Ваганова, уже перешагнувшая сорокалетний рубеж. Но до того была совсем другая жизнь…

На фотографиях, хранящихся в фондах Академии русского балета, можно видеть, как девушку с длинной косой – воспитанницу Грушеньку – сменяет блестящая светская дама: дорогие наряды, модные прически, роскошные шляпки и зонтики, драгоценности. Солистка Императорского театра Ваганова любила и ценила многие радости бытия. Недаром дирекция неоднократно штрафовала молодую танцовщицу за «мимические переговоры с публикой» – это Грушенька во время спектакля подавала поклоннику знаки, что поедет в ресторан. Или объявлялся выговор за самовольно укороченную юбку сценического костюма – Грушенька желала ножки показать. В одном из многочисленных рапортов о провинностях сообщается о бриллиантах, не к месту появившихся на головном уборе персонажа – уж очень хотелось Грушеньке шикануть…

Ваганова родилась 26 июня 1879 в Петербурге в семье капельдинера Мариинского театра. Жили бедно, но отец как служащий в Императорском театре имел право пристроить дочь в Петербургское театральное училище (ныне Академия русского балета). Маленькая Ваганова (ее в детстве звали Грушей) не отвечала балетным канонам – невысокая, с крепкими, слишком мускулистыми ногами, крупными и грубоватыми чертами лица. Вероятно, дело решило великолепное здоровье, и ее приняли в училище.

Среди соучениц Ваганова чувствовала, что бедна и может добиться успехов только собственным трудом. Девочка была умна и рано научилась разбираться в достоинствах и недостатках учителей. Первый учитель Александр Александрович Облаков учил правильно, но бесцветно, задавая одни и те же комбинации, и чтобы развлечься в конце первого класса Ваганова сочинила вариацию из заученных комбинаций. Во втором классе учителем был Лев Иванович Иванов, он аккомпанировал уроку на скрипке, развивал музыкальность учениц. В средних классах Ваганова училась у Екатерины Оттовны Вазем, одной из любимых балерин Петипа, которая была очень требовательна, но многое объясняла воспитанницам. Следующим педагогом стал Христиан Петрович Иогансон, старенький и слишком добрый человек. В 1896 году Ваганова окончила школу с великолепным результатом – 11 баллов из 12 возможных. Однако ей было всего семнадцать лет, а выпускали только с семнадцати с половиной, и Ваганову оставили в училище еще на год в классе Павла Андреевича Гердта. Выдающийся танцовщик придерживался французской школы, предполагающей грацию, мягкость в руках с плавно провисшим локтем и изящными, но вялыми кистями. У Вагановой появилось свободное время, которое она отдавала занятиям с младшими воспитанницами. В 1897 году состоялся выпускной спектакль, и Ваганову приняли в труппу Мариинского театра.

Только воля и редкая стойкость характера позволили артистке, не имевшей протекций на театральной сцене, на свою беду не блиставшей красотой, одолеть путь от танцовщицы в последней линии кордебалета до балерины.

Карьера Вагановой хорошо прослеживается по материалам из музея Академии русского балета. Здесь собраны театральные программки от выпускного спектакля до прощального бенефиса в январе 1916 года с участием Матильды Кшесинской, Любови Егоровой, Павла Гердта.

Уникален «Аттестатъ», выданный «бывшей балерине, артистке 1-го разряда балетной труппы Императорских Петроградских театров Агриппине Яковлевне Вагановой», – документ, где увековечен весь путь артистки на Мариинской сцене.

Аттестат-Вагановой

Окончившая Школу одной из лучших, Ваганова с 1 июня 1897 года была определена в кордебалет с жалованием 600 рублей в год. Несмотря на великолепную выучку, она долго не могла вырваться из глухого кордебалета. Обида осталась на всю жизнь. Годом позже поступившая в труппу Анна Павлова в кордебалете числилась лишь формально, ее сразу стали готовить в балерины. Ваганова считала, что танцует лучше и, по свидетельству Веры Красовской, через много-много лет на вопрос, как танцевала Павлова, Агриппина Яковлевна незамедлительно ответит: «Она танцевала вдохновенно, но на согнутых коленях»[1].

Только через четыре года службы в кордебалете Ваганову перевели в корифейки, и она получила именную партию – Гебы в балете «Пробуждение Флоры». Геба появлялась вместе с Меркурием и возвещала, что Юпитер благословил союз Флоры и Зефира. В партии Флоры дебютировала Анна Павлова, но и Ваганову заметили: «Отличилась г-жа Ваганова, танцевавшая с воздушностью и смело. Этой танцовщицей наши балетмейстеры недостаточно пользуются»[2].

Танцующую Ваганову называли «царицей вариаций», «лучшей солисткой времен Петипа», чей танец был «настоящим шедевром классической пластики с высокими полетами, с размахами могучей элевации». Умела дореволюционная критика изъясняться изысканно и образно. Забавно, что «лучшую солистку времен Петипа», сам Петипа не жаловал, он любил хорошеньких и требовал красоты от всех танцовщиц даже в последней линии кордебалета.

Агриппина-Ваганова-Пахита

Интересно: когда виртуозная солистка Императорского театра Грушенька Ваганова думала только о новых ролях, не помышляя о педагогическом поприще, зоркий глаз Акима Волынского углядел в танце балерины ее будущую карьеру. «Танцы ее дают образцы пластической эстетики высшего порядка, - писал знаменитый критик, - и, будучи подвергнуты анализу, раскрывают основу, канон балетного искусства в глубочайших его выражениях… Механизм и техника классического исполнения находятся у этой артистки на высоте почти небывалой в летописи театра»[3]. Ваганова, стремясь к совершенству, изучала работу мышц, думала о координации, видела недостатки и училась их исправлению. В будущем эти качества помогут ей на педагогическом поприще.

6 мая 1915 года вышел, наконец, приказ о звании балерины, а через месяц – 14 июня 1915 года последовало увольнение со службы на пенсию в размере 1140 рублей в год плюс ежегодное пособие в сумме 860 рублей от Императорского Двора.

Уход из театра на пенсию был печален, но эта печаль компенсировалась семейным счастьем. Случайная встреча с Андреем Александровичем Померанцевым обернулась серьезным романом. Померанцев был далек от театра – подполковник путейской службы, интеллигентный, мягкий, добрый человек. У него был только один недостаток – он был женат. В 1904 году Ваганова родила сына Александра, которого Померанцев усыновил. Их общий дом славился гостеприимством, летом ездили отдыхать на юг Франции, но в новогоднюю ночь на 1917 год Померанцев застрелился.

Революция словно подвела черту в жизни Вагановой: точка на исполнительской карьере была поставлена. Вдова осталась с маленьким сыном на руках без средств существования. Пенсию из конторы Императорских театров платить перестали, обратно в театр не звали, хотя Россию покинули многие, а те ее коллеги, кто были в ранге балерин – уехали все. Почему Ваганова не уехала? Вера Красовская в книге о Вагановой говорит, что Агриппина Яковлевна утверждала: «Меня решительно не устраивало бегство из России». Но могла ли она это сделать? Ее слава танцовщицы не была равна мировой славе Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Матильды Кшесинской, Ольги Преображенской. Возраст – 38 лет – не позволял начинать карьеру танцовщицы заново. А то, что она – великий педагог, Ваганова и сама не догадывалась.

Конечно, совсем необязательно талантливые танцовщицы превращаются в хороших наставников. Вагановой это удалось. Свое истинное призвание и славу гениального педагога она обрела в стенах своей родной школы на улице Росси, где воспитала несколько поколений балерин, ставших гордостью русского балета. Достаточно назвать имена Ольги Спесивцевой, Марины Семеновой, Ольги Иордан, Галины Улановой, Наталии Дудинской, Феи Балабиной, Татьяны Вечесловой, Аллы Шелест, Нонны Ястребовой, Ирины Генслер, Нинели Кургапкиной, Ольги Моисеевой, Аллы Осипенко, Ирины Колпаковой. Перечислить всех нет никакой возможности. Ваганова имела замечательных учениц не только среди танцовщиц, она вырастила и выдающихся педагогов-теоретиков Надежду Базарову, Варвару Мей, Веру Костровицкую, которые, базируясь на ее методике, разработали программы обучения по классам.

Ваганова-в-классе_училища

Методика Вагановой стала самой знаменитой в мировой балетной педагогике. В чем же ее значение? Пожалуй, самую суть смог выразить известный танцовщик, балетмейстер, педагог, художественный руководитель Академии русского балета Игорь Дмитриевич Бельский: «Ваганова не придумала ничего нового в движениях. Она обобщила все, что было до нее, во многом использовав уроки Ольги Преображенской. Хорошие педагоги были и до Вагановой, но они учили интуитивно, а она систематизировала их приемы и составила методику постепенного обучения классическому танцу. Во французской школе был провисший локоть, а в итальянской – слишком напряженный. Ваганова соединила французскую мягкость и итальянскую аккуратность рук, нашла середину, и получилась русская школа. Еще одна заслуга Вагановой в том, что она вместе с Федором Васильевичем Лопуховым сохранила в послереволюционную разруху русский балет – его репертуар, школу, профессиональное мастерство»[4].

Итак, синтезировав достижения разных школ и разных педагогов, Ваганова не изобрела принципиально нового. Новым был ее подход к системе обучения классическому танцу.

«На педагогическом поприще Ваганову не превзошел никто. – отмечает балетовед Борис Илларионов. – Способная аналитически мыслить она аккумулировала полученные знания, точно выявляя достижения и недостатки педагогов-предшественников. <…> Ваганова обобщила лучшие достижения французской и итальянской школ. Она систематизировала приемы, взятые у разных педагогов, и создала упорядоченную методику обучения классическому танцу. Методика Вагановой требует правильной постановки корпуса, точной координации всех частей тела. Ваганова придавала важнейшее значение работе рук, добиваясь их выразительности, легкости, пластичности, мягкости, а также энергии и динамического импульса во вращениях и прыжках»[5].

Талантливые педагоги были всегда, но их главными достижениями становились талантливые ученики. Ваганова же могла научить всех.

Агриппина Яковлевна Ваганова, первый отечественный профессор хореографии, основоположница научного подхода к обучению танцу, не считала свою методику догмой. Она не стеснялась учиться у других, никогда не вдавалась в область мужского исполнительства, а когда писала свою знаменитую книгу «Основы классического танца», пользовалась помощью историка балета, литератора Любови Дмитриевны Блок, и в этом одна из причин непреходящей, неустаревающей ценности ее учебника.

В 1931 – 1937 годах Ваганова была художественным руководителем труппы ГАТОБ имени С. М. Кирова (ныне – Мариинский театр). Здесь она оставила след как балетмейстер. Балет «Лебединое озеро» с переделанным сюжетом, откуда по велению времени изъяли элемент фантастики, канул в Лету. Но в последствии восстановленном по хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова спектакле закрепились сцена встречи Одетты и Зигфрида, где пантомима заменена танцем, и вагановские руки лебедей, похожие на крылья. Ныне эти изменения так органично вошли в ткань спектакля, что нам трудно представить лебедей Льва Иванова с «круглыми» руками. При возобновлении балета «Эсмеральда» родился вагановский шедевр – Pas de deux Дианы и Актеона, который до сих пор является шлягерным номером балетной сцены и часто показывается на конкурсах как свидетельство высочайшего мастерства его исполнителей.

Ужасы 1937 года, когда поиски «врагов народа» затронули все круги общества, не обошли стороной и Ваганову. Ее убрали с поста художественного руководителя Кировского театра, но самым трагичным было то, что в числе гонителей были многие ее ученицы, не будем здесь перечислять их имена. Остались верными только Марина Семенова и Наталия Дудинская.

Ваганова сосредоточилась на педагогической работе. Находясь во главе Ленинградского хореографического училища, Ваганова до самой смерти (она ушла из жизни 5 ноября 1951 года) давала уроки классического танца, посещала уроки всех педагогов, следила за тем, чтобы методика преподавания была единой. В Кировском театре она вела уникальный класс усовершенствования мастерства, так называемый «балеринский класс», где занимались только ведущие солистки труппы. Ваганова считала, что обязательный ежедневный урок, который всю жизнь делают балетные артисты, должен быть средством не тренеровки-разогрева мышц, а средством совершенствования и постижения нового.

Агриппина Яковлевна Ваганова похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища. Памятник на могиле великого педагога символизирует ее вклад в искусства балета: девушка в балетном репетиционном костюме (хитон и пуанты) читает знаменитый на весь мир учебник «Основы классического танца».

В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу присвоено имя Вагановой, которое перешло в название  Академии русского балета. Здесь свято хранят добрую память о Вагановой. Здесь родился ставший международным конкурс «Ваганова-Prix», участвовать в котором могут старшие воспитанники профессиональных балетных школ мира. В его жюри постоянно собирался весь цвет мирового балета: Наталия Дудинская, Ольга Моисеева, Ирина Колпакова, Игорь Бельский, Анна-Мария Холмс, Николай Боярчиков, Наталия Макарова, Людмила Сахарова. Задача конкурса не только показать мастерство юных и открыть новые имена, но и проанализировать, как методика Вагановой развивается на практике в разных хореографических школах.

Но самое главное, что дело Вагановой успешно продолжают ее последователи, и каждый год из стен Школы, носящей ее имя, выходят новые достойные ученики.

Книга Вагановой «Основы классического танца», в которой она подробно излагает свои педагогические взгляды, была впервые издана в 1934 году, выдержала семь переизданий и переведена на многие языки мира.

 
Лариса Абызова, доцент Академии Русского балета им. А.Я.Вагановой
 


[1] Красовская В. Балет сквозь литературу. СПб., 2005. С. 205.

[2] Красовская В. Агриппина Яковлевна Ваганова. Л., 1989. С. 36.

[3] Волынский А. Статьи о балете. СПб., 2002. С. 178.

[4] Бельский И. Балетмейстер, хореограф, профессор / Кулиса – Независимая газета. 1999. №12.

[5] Илларионов Б., Майниеце В. Профессиональное балетное образование в России: петербургская и московская традиции / История художественного образования в России. Вып. I–II. СПб, 2007. С. 147. 

  • Ученый совет
  • Руководство
  • Исполнительский факультет
  • Педагогический факультет
  • Учебно-вспомогательные подразделения
  • Административные подразделения